Тайна пуговицы с погоста Михайловского…

b_200_150_16777215_00_images_voto2021_musei_1_khSOD8TQIjA.jpegb_200_150_16777215_00_images_voto2021_musei_1_D2DEL9nYHvg.jpeg

На Михайловском погосте, близ храма Михаила Архангела с Кухвы была найдена пуговица. Вот кому она могла принадлежать? И  связана ли она каким-нибудь образом с Михайловским погостом?

Это мундирная пуговица Российской Империи.  Якорь указывает на флот, но при чём здесь топор?

  В 19-м веке в царской России на мундирах служащих разных государственных ведомств использовались очень красивые металлические пуговицы с символикой, которые сегодня вызывают огромный интерес у коллекционеров-филобутонистов. Каждому органу на форменной одежде полагалось носить пуговицы со своими символами, например, у лесничих это были перекрещенные дубовые ветви, у моряков - якорь, у артиллеристов - пушка, у горных инженеров - перекрещенные молоты, и так далее. Железнодорожники в свою очередь достаточно долгое время на мундирах носили пуговицы, на которых перекрещивались топор и якорь. Такая символика удивляет, особенно если человеку не знаком данный пласт истории. Мало того, что топор и якорь не имеют между собой очевидной связи, так и к железнодорожному делу они совсем уже не относятся. Почему же именно эти знаки штамповались на металлических пуговицах машинистов поездов и кондукторов? Дело в том, что в Российской империи железнодорожники относились к министерству путей сообщения вместе с ведомствами, заведующими шоссейными дорогами, водными и другими путями. Отсюда, собственно, и якорь, который на мундире инженера-железнодорожника выглядел, конечно, слегка не к месту.

 Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения было образовано 20 ноября 1809 года вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог. Ведомство путей сообщения стало состоять из двух частей – гражданской и военной. Пуговицы гражданских чиновников были гладкие, а на мундирах военизированного Корпуса инженеров путей сообщения в 1817 году появились изображения «перекрещенного якоря и топора». С развитием строительства железных дорог в России уже в 1871 году на пуговицах появляются обозначения железных дорог страны. При этом железнодорожным служащим разрешалось носить пуговицы с якорем и топором, принадлежавшие ранее только Корпусу инженеров путей сообщения.

Форменные пуговицы представляют собой большую историческую ценность, а их разнообразие и разновидности давно стали большим интересом для коллекционирования.

Медную пуговицу с этой эмблемой мог носить либо служащий на судне ведомства путей сообщения по водным путям (лоцман, боцман, старшина, штурвальный, матрос, масленщик, кочегар), либо железнодорожник нижних чинов.

Эта пуговица не медная, а посеребрённая, её носили военные инженеры путей сообщения и другие чиновники железнодорожного ведомства, а также капитаны на судах ведомства путей сообщения по водным путям.

Таким образом, выяснилось, что перекрещенные якорь и топор являются эмблемой министерства путей сообщения Российской империи. Поскольку сие министерство ведало всеми путями сообщения, в том числе и водными, вот оттуда и якорь.

В 1837 году открылась первая железная дорога общественного пользования Петербург—Царское Село (26 км). Ввод в эксплуатацию магистральной железной дороги Петербург—Москва (650 км) в 1851 году положил начало созданию железнодорожной сети общегосударственного значения.

Надпись TREBLE GILT на реверсах мундирных пуговиц - не является клеймом конкретной фирмы, а всего лишь означает "тройное покрытие". «тройная позолота». А город указан ниже - S. PETERSBURG, в переводе не нуждается.

Вот о пуговице мы все выяснили… О железной дороге….

   b_200_150_16777215_00_images_voto2021_musei_1_mEoadnsYA84.jpeg

 В 10 февраля 1859 года открыта железная дорога от  Луги до Пскова, куда ежедневно стали отправлять и почтовую корреспонденцию.  17 октября в 5 часов вечера приехал из Динабурга по железной дороге Государь Император со свитой и остановился близ моста на железной дороге в построенном временном домике, где кушал и потом в 6 часов вечера отправился по той же железной дороге до Петербурга. Дорога к этому времени была уже закончена, но для пассажирского движения еще не открыта… Открыта она была 26 января 1860 года…Первый поезд с вагонами прибыл в Остров в 6 часов вечера, а из Острова на другой день, по отслужению молебна, - поезд отправился в Петербург в 7 часов 40 минут утра.

А кому пуговица могла принадлежать?

b_200_150_16777215_00_images_voto2021_musei_1_FOL1f8FR4-Y.jpegb_200_150_16777215_00_images_voto2021_musei_1_IshHTfSa_N0.jpeg

На Михайловском погосте в Островском районе, близ алтаря, находится захоронение выдающегося инженера путей сообщения Роберта Петровича фон Дезена. Роберт Петрович руководил строительством железнодорожного моста через реку Великую и железной дороги в Острове. Он прожил короткую жизнь, всего 48 лет, заполненную строительством дорог, мостов в России…  Но это уже другая история. Замечательно то, что псковские железнодорожники восстановили памятник на Михайловском погосте, с символичной оградкой из железнодорожных шпал…

Вот и пуговица серебряная с позолотой могла принадлежать Роберту Петровичу фон Дезену.

        26 мая 2021 г. Людмила Ильичева.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский)

 

Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова)

www.mossysadmin.ru - cоздание и продвижение сайтов