Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. В храме Спаса Нерукотворного Образа состоялось богослужение и Крестный ход.
Российский просветитель, известный во всей России, Иоанн Сергеев Кронштадтский, духовник Павла Симанского, стал вдохновителем Казанской обители. С его благословения существует монастырь.
В ночь на 17-е августа в село прибыл из Кронштадта старинный знакомый и духовник учредителя общины наш русский всеобщий молитвенник, о. Иоанн Ильич Сергиев, чем дан был жителям г. Острова и прочим, издалека прибывшим на торжество, удобный и редкий случай увидеть любимого пастыря. Если бы о. Павел Симанский не пригласил его на торжество, то, по словам о. Иоанна, он навряд ли когда-нибудь заехал бы в эти края. 17-го августа в 8-м часу утра о. Иоанн отслужил утреню с целью личного приготовления к предстоящему участию в совершении божественной литургии.
В это время к о. Иоанну стали являться посетители для получения благословения, а также приносили к нему больных. Вокруг дома и вдоль решётки сада стояли толпы народа, ожидавшие видеть о. Иоанна, который иногда появлялся в открытых окнах дома и благословлял народ. Вечерний чай предложен был гостям на веранде, выходящей в сад, где пел хор архиерейских певчих, которые исполняли различные концерты и, по желанию о. Иоанна, пропели ирмосы на праздник Успения Богоматери. Отец Иоанн благодарил певчих, а маленьких певчих собственноручно наделил сливами. С наступлением сумерек была зажжена иллюминация: весь сад светился разноцветными фонариками. Отец Иоанн уехал в С.-Петербург в тот же вечер, посетив по дороге к вокзалу железной дороги двух жителей города Острова. Владыка же, переночевав в селе Екатерининском, отправился в Псков на следующий день с утренним поездом в сопровождении многих духовных лиц, участвовавших в торжестве. Отец Иоанн, помимо своего молитвенного участия при начале существования общины, оказал ей материальную помощь: прислал 100 рублей перед открытием общины и 100 рублей после своего отъезда.
В архиве музея Спасо-Казанского женского монастыря хранятся воспоминания Ореста Дмитриевича Дурново, внука Марии Львовны Симанской (Дурново), который об этом событии пишет: «…Самое интересное путешествие было в поместье Симанское на берегу реки Великой. …Все ждали приезда Иоанна Кронштадтского, уже известного тогда на всю Россию…Повсюду царило большое волнение.
Было уже 11 часов вечера, на улице лил дождь, когда с вокзала приехал кучер и сообщил хозяину, что поезд прибыл, но Иоанна в нём не было. Павел Владимирович волновался и расстраивался. Он решил не ложиться спать и ждать. Много раз он входил в подготовленную для гостя комнату … Она был полностью покрыта коврами, у кровати было очень богатое покрывало. В углу стояли многочисленные иконы на деревянных подставках и перед ними часами горели масляные лампады… Иоанн проходил мимо, дождевая вода стекала по его лицу и одежде большими ручьями. Святейший и сопровождающие его лица опоздали на поезд и были вынуждены сесть на следующий, товарный поезди, конечно же, на станции никого не было. … они около четырех верст шли к парому пешком.
На следующее утро богослужение началось с благодарственной молитвы и освящения церкви и монастыря. Все богослужения были долгими и грандиозными, с несколькими архиереями, священниками, диаконами и огромным столичным хором… в церкви он произнес чудесную проповедь... Его ясные светло-голубые глаза светились умом и энергией. Она не могла примирить вспыльчивого господина с великим и весьма впечатляющим проповедником, которого она сейчас слушала. Но первое впечатление быстро стёрлось и со счастливой улыбкой она подошла к нему, чтобы получить благословение…, все местные жители собрались под окнами и попросили Иоанна выйти и поговорить с ними. Итак, вместо того, чтобы выйти, Иоанн встал возле открытого окна, благословлял народ и говорил. Он был действительно одаренным оратором, никто бы не подумал, что снаружи есть люди, они хранили молчание, пока он говорил. Они слушали его зачарованно. Затем внезапно прозвучал почти истерический женский голос: "Спускайся к нам! Я хочу прикоснуться к тебе!" Теперь многие голоса закричали:" Да, да, спускайся!" Теперь толпа была беспокойной, и слова, которые они кричали, стали неразличимыми, поэтому многие из них кричали, каждый что хотел. Именно тогда Орест вдруг заметил, что ноги Иоанна оторвались от пола. "Сергей, быстрее! - он закричал, и все молодые люди бросились к окну. Толпа снаружи собиралась вытащить Иоанна. Потребовалось некоторое время, чтобы молодые люди внутри освободила его от истеричной толпы.
Это воспоминание трогательно, так как переносит нас в то далекое памятное время.
И первый храм на территории вновь возрождаемого монастыря был построен в память Иоанна Кронштадтского…
При уборке подсобного помещения храма Спаса Нерукотворного Образа среди старых церковных предметов были обнаружены и старинные иконы. Для хранения они были переданы в музей монастыря. Людмила Ильичева, руководитель музея, рассказывает: «Разбирая принесенные иконы, от одной из них - "Господь Вседержитель на престоле с предстоящими", почувствовала неожиданный аромат, тёплый, обволакивающий...изображения на иконе стали проявляться».
По благословению настоятельницы монастыря, игуменьи Маркеллы, икону перенесли в храм Иоанна Кронштадтского Спасо-Казанского женского монастыря.
Ковш для теплоты. "Теплота веры и исполни духа святаго"
Теплота – это только что закипевшая вода, или крутой кипяток. Она вливается в Потир уже после пресуществления Святых Даров. Кипяток вливается в Кровь Христову. Это происходит непосредственно после того, как закрывается катапетасма (с греческого – «занавес») над Царскими вратами и священник возглашает: «Вонмем. Святая святым». Этими словами словно бы предваряется и начинается причастие верующих, сначала священников в алтаре, а потом уже и мирян в храме. Само закрытие катапетасмы обозначает заваливание Гроба Господнего камнем, запечатывание его архиерейской печатью и приставление к нему стражи. Так же, как последующий выход священника с Чашей к народу, знаменует собой Воскресение Христово.
Слова «Вонмем. Святая святым» обозначают примерно следующее: «Будьте внимательны или предельное внимание. Святая (Тело и Кровь Христовы) преподаются святым, т. е. всем тем православным христианам, кто должно приготовился к их принятию».
После этого в алтаре в Чашу на престоле вливается теплота. Требования Устава, зафиксированные в «Архиерейском чиновнике», следующие… Священник должен лить теплоту в Потир со вниманием, «с разсуждением, елика же не преодолети вина, сиречь да не будет воды больше вина».
Теплота вначале благословляется иереем со словами: «Благословенна теплота святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Далее она вливается крестообразно в Чашу со словами «Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь».
Эти молитвы нам указывают на следующую богословскую символику теплоты…
О первом образе нам говорит известный литургист архимандрит Киприан (Керн) в книге «Евхаристия». Он цитирует преподобного Никиту Стифата, ученика преподобного Симеона Нового Богослова: «…И также, когда мы пьем Его живую и горячую Кровь вместе с водою, истекшую из Его ребра, мы омыты от всякого греха и исполнены Духа, Который горяч, ибо, как видите, мы пьем из Чаши эту Кровь горячею, как она истекла из Господа…». Т. е. теплота здесь символ жизни в Крови Христовой – жизни для всего мира. С другой стороны, это сопричастность человека Искупительному подвигу Спасителя, как будто бы он находится у креста во время Распятия и сердце Христово еще бьется…
О другом образе нам уже говорит в своей книге греческий литургист XIV столетия святой праведный Николай Кавасила в книге «Изъяснение Божественной Литургии»: «Теплая вода, бывшая причастной огню, является символом Святаго Духа, подобного огню (Деян: 2:3–4) и названного водой (Ис. 44:3; Ин. 7:38–39). Она вливается после совершения (таинства) и освящения Честных Даров, символизируя схождение на Церковь Святаго Духа, Который тогда сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, и Который всегда сходит после совершения (жертвы). Ибо Утешитель приходит достойно ей причащающимся».
Поэтому и мы должны периодически, очищенные говением, молитвой и исповедью, подступать со страхом Божиим к Чаше Христовой, чтобы причащаться из Нее Тела и Крови Христовых, вносящих в нашу извращенную грехом человеческую природу освященную Святым Духом теплоту спасительной жизни.
Иерей Андрей Чиженко
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский) |
|
Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова) |