7 мая 2021 года

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни

. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

 

2 мая 2021 года

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

 

ПОЛУНОЩНИЦА. ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЛИТУРГИЯ

30 апреля 2021 года...

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАДАНИЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ВЕЧЕРНЯ С ВЫНОСОМ СВ.ПЛАЩАНИЦЫ

25 апреля. Вход Господень в Иерусалим

Подробнее...Подробнее...Подробнее...

 

В храме Спаса Нерукотворного Образа прошло праздничное богослужение...

 

17 АПРЕЛЯ ...

Подробнее...

17 апреля – день памяти патриарха Алексия I. В России о нем написано не так много, хотя он возглавлял Русскую Церковь в течение 25 лет. Патриарху Алексию выпала задача исключительная по своей сложности – свидетельствовать о Боге в годы большевистских гонений; добиваться признания Церкви со стороны государства, провозгласившего атеизм официальной идеологией; укреплять Церковь в период сталинской диктатуры и хрущевской «оттепели». Человек «другого времени», иной культуры и воспитания, он смог подняться над собой ради того, чтобы из «обломков» церковного здания начать выстраивать всё заново в диалоге с государственной властью. На середину минувшего столетия в нашей стране пришлась не одна, а две «исторические битвы»: за право на физическое существование народа и за возможность духовного рождения в святом крещении, и успех второй оказался связан с исходом первой. Для Церкви это означало «сражение на два фронта».

Мария Дегтярева («СРАЖЕНИЕ» ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА.Памяти патриарха Алексия I)

Памяти Патриарха Алексия I

Подробнее...

О Подробнее...том, как проходил Великий пост патриарх Алексий I (Симанский)...

С Николаем Георгиевским беседовал Николай Бульчук, главный редактор радио «Радонеж». 1 апреля 2013 г.

– Когда вспоминаю о том в общем-то тяжелом для Церкви времени, чувствую теперь, насколько оно было благодатным. А благодать эта была в людях, которые помнили еще все дореволюционные традиции и уклады. И таких людей тогда было большинство.

Большинство русских людей в то время следовали православным традициям так, как это было принято исстари на Руси.

... Пост необходимо должен быть в церковной жизни. Такой пост, который сразу сообщает некоторую, что ли, осведомленность душе человека: «Пора подумать о вечном!», «Пора немного отойти от мирского!» И это касается не только и не столько еды, сколько помыслов. Ведь не человек для поста, а пост – для человека, потому что это врачевание души. К подвигу поста нужно отнестись так, чтобы человек сам переосмыслил свои действия, мысли, поступки и, проанализировав их, постарался избавиться от того, что он сделал плохого, или исправить то, что уже сделано не так...

...Помню тогдашнюю Патриархию, которая так же, как и все остальные, одевалась во все постное… А в чем это выражалось конкретно? Например, менялись цвета лампад – как в Патриархии, так и у нас дома. Все цветные лампады убирались до Пасхи, абсолютно все. Оставались только белые и прозрачные. Покрывальца в святом красном углу тоже менялись на простые или на черные....

...А в Московской Патриархии тогда царил особый дух. Знаете, это было непередаваемо!

Я вспоминаю и запахи. Запах крепкого восточного ладана, очень ароматный, запах каких-то тонких духов, к которому примешивался еще, пожалуй, запах крепкого хорошего кофе.

Помню, что Великим постом для Святейшего Патриарха из миндаля делали молоко, и это миндальное молоко несколько раз готовила даже моя мама. Надо сказать, что это был непростой процесс: нужно было сначала расшелушить миндаль, потом растолочь его, а потом добавить определенное количество воды. Причем после этого туда обязательно добавляли и освященную воду (впрочем, как и во все блюда, которые готовились в Патриархии).

Из кухни же обязательно доносился запах каких-то постных блюд, которые готовились тогда в Патриархии. А что мы тогда вкушали? Кисель с ложечкой меда, чай без сахара, сухарики черные – вот и все. Такой, например, была трапеза, которая готовилась для Святейшего Патриарха после совершения им богослужений.

А служил Святейший на первой неделе поста, как правило, «ефимоны» в приходских церквах или же в Богоявленском соборе (особенно в первый день поста). Первая Преждеосвященная литургия, конечно, бывала тоже в Богоявленском Елоховском соборе. А много позже, когда Святейший Патриарх был уже довольно старым и физически слабым (это, наверное, уже после того, как ему исполнилось 85 лет, тогда это как-то ощущалось), богослужения частично переносились уже в Крестовые церкви. Обычно же Великим постом Святейший служил и «ефимоны», и Преждеосвященную… То есть первая и последняя недели проходили у него обыкновенно в общественных богослужениях.

В то время при Патриархии состоял определенный повар, который мог угодить Святейшему Патриарху приготовлением, например, простых картофельных котлет, скажем, с грибным соусом. А на первое, помню, обычно были какие-то простые кислые щи, простая гречневая каша. Все было постным в еде, но и разговоров обычных тогда было мало!

Например, еще я очень хорошо помню, что обеденный стол в Патриархии постом был без скатерти: такой там был в столовой черный полированный стол.

Помню глубокие тарелки с постным яством: например, с киселем и ложечкой меда, туда добавленной. И помню, что мало было разговоров – все по-постному, все очень тихо, спокойно и как-то «с сокрушенным сердцем».

На самом деле пост – он, в общем-то, во всех этих мелочах, которые запоминаются детьми с самого раннего возраста. Я помню, например, как меня носили в храм, потом водили туда, а потом я уже сам встал на клирос…

А когда Святейший Патриарх умер, мне уже было ведь 26 лет! Так что 25 лет жизни с ним рядом – это, конечно, был очень приличный отрезок времени.

Надо еще сказать, что установленный при Святейшем Патриархе порядок удивительным образом не менялся из года в год. Как было все изначально заведено им же самим (или по примеру прошлых лет, или же он перенял это от своих родителей или от своего духовного отца – архиепископа, а потом митрополита Арсения (Стадницкого), так все это и шло.

Что же касается меня, то я был воспитан при Святейшем Патриархе Алексии I, и я никогда не устану повторять, что он был и остается постоянным эталон в моей жизни.

Несмотря на то, что Святейший Патриарх Алексий произносил все богослужебные возгласы тихим голосом, все это было очень четко, говорил же он на прекрасном русском языке. Был очень грамотным, очень воспитанным, очень интеллектуальным человеком, но, помимо этого, ты невольно ощущал, что он обладает огромной молитвенной практикой. И эта практика молитвы – даже при немощи, свойственной его почтенному возрасту, – всегда давала некую квинтэссенцию своего рода «пророческого чина», если можно так сказать.

– А в чем это выражалось?

– В его облике, в его манерах, в его голосе, в том, как он произносил слова. Это все было тоже очень, я бы сказал, интимно. Помню отчетливо, что весь храм замирал в тишине, когда Святейший Патриарх что-то произносил.

Конечно, он замечательно читал и Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

Говоря о том удивительном и неповторимом времени, сложном, конечно, для Церкви, вспоминаю почему-то здесь и протоиерея Николая Колчицкого, который тоже работал тогда в Патриархии. Можно по-разному относиться к тому, как он общался с советскими властями, но ведь в храме это был пастырь! Пастырь, который мог произнести проповедь, рыдая от сознания своих личных грехов и исповедуя их вслух безбоязненно перед всеми молящимися, особенно в Прощеное воскресенье. Я никогда этого не забуду. А тогда, когда увидел это впервые, был совершенно потрясен!

Как ни говори, священник не может быть равнодушным, «амебным», индифферентным – он обязательно должен быть личностью. Личностью очень эмоциональной, очень восприимчивой к чужому горю, к чужим грехам. А в первую очередь – к своим. То есть главное – у него должна быть искренность и сознание своего как бы «наместничества» от Бога.

Ведь даже на исповеди мы слышим, что священник является лишь посредником между исповедником и Христом! Однако служащий священник (а уж тем более архипастырь) еще олицетворяет собой одушевленный образ Христа, как говорил об этом Святейший Патриарх Алексий. И если всегда помнить об этом, нужно предъявлять к себе очень высокие требования, потому что это крайне высокая ответственность.

– Да, время идет… Но я твердо убежден, что все еще у нас впереди, а главное – что в Церкви, как и в обществе, должен существовать закон. Личности должны воспитываться, лелеяться, а не подавляться. И на приходах, конечно, священник должен быть главным. Но главным – это быть добрым отцом, а не администратором или начальником. Мы, миряне, всегда ожидаем, соответствует ли священник или архипастырь своему именованию «отец». Как мы, например, называем Святейшего Патриарха: «Великий господин и отец наш». Так вот, священник должен являть собою эталон не только внешнего, но и внутреннего соответствия тому образу, который он призван олицетворять. Своей верностью, верой, добротой, любовью – то есть теми добродетелями, имена которых написаны на оборотной стороне его священнического креста: «Образ буди верным чистотой, верой, любовью…» Вот ведь что самое главное! И мне думается, что эти слова должны быть непреходящими для каждого священника. Тогда мы будем иметь личностей – и именно там, где они должны быть, где их ждут.

МУЗЕЙ СПАСО-КАЗАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ . КО ДНЮ ПАМЯТИ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I.

Подробнее...Подробнее...Подробнее...

       

 

 

 

      18 сентября 1906 года в Троицком кафедральном соборе Пскова епископ Арсений совершил чин возведения иеромонаха Алексия в сан архимандрита. Одновременно ему было дано новое назначение с повышением по служебной лестнице — ректором в Тульскую духовную семинарию. Последующие пять лет (1906-1911) архимандрит Алексий проработал под началом тульских архиереев: епископа Лаврентия (Некрасова) и епископа Парфения (Левицкого).

Для архимандрита Алексия годы работы в Туле были очень плодотворными. Он окончательно сформировался как преподаватель и обогатился опытом общения с воспитанниками и с ученой корпорацией. Ему теперь ведомы были все особенности и тайны ректорской службы. Алексий много ездил по Тульской епархии, имел широкие знакомства среди духовенства и деловые связи в кругах Тульской городской и губернской властных элит; активно участвовал в проведении епархиальных съездов духовенства, в деятельности административно-церковных органов, братств и попечительств. Под его началом и при непосредственном участии стали традицией проводимые в Туле торжественные вечера и чтения по случаю тех или иных памятных церковных дат и событий; беседы для прихожан: рабочих и интеллигенции; издание епархиальных газеты и журнала, в которых архимандрит Алексий часто выступал в качестве автора статей на церковно-богословские темы. Приобрел он и первый опыт написания религиозно-назидательной литературы. В частности, к первой годовщине со дня смерти Иоанна Кронштадтского (1909 г.) подготовлена им была брошюра о жизни и трудах горячо любимого пастыря и проповедника.

В каникулярное время Алексий стремился посетить наиболее значимые церковные центры со своими воспитанниками, в Санкт-Петербурге, Москве, Курске, Орле, Белгороде, Пскове, Новгороде, Оптиной пустыне, Сарове и Дивееве. Ежегодно приезжал в Троице-Сергиеву лавру на день памяти Сергия Радонежского и в Чудов монастырь на панихиду по дедушке А.В. Симанском. В Туле его посещали близкие ему люди — отец, мать, брат Филарет, который после окончания кадетского корпуса вдруг принял решение оставить военную карьеру и поступать в Московскую духовную академию.

6-го октября 1911 года Святейший Синод принял решение о переводе архимандрита Алексия Симанского в Новгородскую семинарию «на таковую же должность», с одновременным назначением его настоятелем монастыря Антония Римлянина. 16 октября Алексий совершил в семинарском храме последнюю литургию. К собравшимся он обратился с со словом прощания, в котором были и такие слова: «Прерывается ныне союз, соединявший меня с вами, и наступает время разлуки. Время разлуки, — когда нарушается союз, укрепленный многими годами общей работы, взаимной помощи, взаимного служения, общими молитвами, почти постоянным совместным пребыванием, — бывает обычно на земле самым тяжелым и трудным временем. Это есть как бы смерть для данного места, для данных людей. И я теперь как бы преждевременно умираю для вас, с которыми до сего дня у меня было так много общего, так много для обеих сторон дорогого и святого. Это есть поистине тяжелая и скорбная минута».

Благовещение Пресвятой Богородицы

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Благовещение Пресвятой Богородицы

В храме Иоанна Кронштадтского прошло утреннее богослужение с литургией свт. Иоанна Златоуста.

Иеросхимонах отец Серафим стал духовным наставником для великого множества людей...

      Подробнее...     Подробнее...

Иеросхимонах отец Серафим стал духовным наставником для великого множества людей. Под его пастырское окормление собирались миряне и монахи, священники и архиереи, среди которых были и такие выдающиеся иерархи как епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).

Сохранились воспоминания о таком диалоге старца с будущим Патриархом Алексием I, спросившем, не лучше ли уехать за границу. «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти! — последовал ответ старца. — Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу вас...»

                                                                                     Прп. Серафим Вырицкий

 

Музей! Мы участвуем в гранте Фонда Президентских грантов

Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Редакция газеты "Островские вести"

29 марта 2021 в 11:30

«ПРОО «Общество истории и культуры Островского уезда» представляет проект «Связующая нить времен» о музее Спасо-Казанского женского монастыря на конкурс Президентских грантов.

Проблема, на решение которой направлен проект заключается в том, что посетители и слушатели испытывают потребность, но не имеют возможности в полном объёме получить имеющуюся в музее информацию. В фондах музея есть такие материалы, которых нет больше нигде»,— рассказала председатель общественной организации Людмила Ильичева.

Оснащение музея витринным и специальным оборудованием позволит разместить необходимые для ознакомления и изучения материалы. Во время экскурсий и лекций посетители и слушатели получат интересующую их информацию в полном объёме, что послужит росту их нравственного, культурного и духовного развития. Посещение музея и участие в лекциях станет не только познавательным, но и ярким, запоминающимся событием.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский)

 

Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова)

www.mossysadmin.ru - cоздание и продвижение сайтов