Для монашествующих продолжены занятия по духовному образованию. На занятии по Истории РПЦ (Преп. Л.И.Ильичева)
Лампада (греч. - светильник), масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Колокол и подсвечник.
Ковш для теплоты. "Теплота веры и исполни духа святаго"
Теплота – это только что закипевшая вода, или крутой кипяток. Она вливается в Потир уже после пресуществления Святых Даров. Кипяток вливается в Кровь Христову. Это происходит непосредственно после того, как закрывается катапетасма (с греческого – «занавес») над Царскими вратами и священник возглашает: «Вонмем. Святая святым». Этими словами словно бы предваряется и начинается причастие верующих, сначала священников в алтаре, а потом уже и мирян в храме. Само закрытие катапетасмы обозначает заваливание Гроба Господнего камнем, запечатывание его архиерейской печатью и приставление к нему стражи. Так же, как последующий выход священника с Чашей к народу, знаменует собой Воскресение Христово.
Слова «Вонмем. Святая святым» обозначают примерно следующее: «Будьте внимательны или предельное внимание. Святая (Тело и Кровь Христовы) преподаются святым, т. е. всем тем православным христианам, кто должно приготовился к их принятию».
После этого в алтаре в Чашу на престоле вливается теплота. Требования Устава, зафиксированные в «Архиерейском чиновнике», следующие… Священник должен лить теплоту в Потир со вниманием, «с разсуждением, елика же не преодолети вина, сиречь да не будет воды больше вина».
Теплота вначале благословляется иереем со словами: «Благословенна теплота святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Далее она вливается крестообразно в Чашу со словами «Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь».
Эти молитвы нам указывают на следующую богословскую символику теплоты…
О первом образе нам говорит известный литургист архимандрит Киприан (Керн) в книге «Евхаристия». Он цитирует преподобного Никиту Стифата, ученика преподобного Симеона Нового Богослова: «…И также, когда мы пьем Его живую и горячую Кровь вместе с водою, истекшую из Его ребра, мы омыты от всякого греха и исполнены Духа, Который горяч, ибо, как видите, мы пьем из Чаши эту Кровь горячею, как она истекла из Господа…». Т. е. теплота здесь символ жизни в Крови Христовой – жизни для всего мира. С другой стороны, это сопричастность человека Искупительному подвигу Спасителя, как будто бы он находится у креста во время Распятия и сердце Христово еще бьется…
О другом образе нам уже говорит в своей книге греческий литургист XIV столетия святой праведный Николай Кавасила в книге «Изъяснение Божественной Литургии»: «Теплая вода, бывшая причастной огню, является символом Святаго Духа, подобного огню (Деян: 2:3–4) и названного водой (Ис. 44:3; Ин. 7:38–39). Она вливается после совершения (таинства) и освящения Честных Даров, символизируя схождение на Церковь Святаго Духа, Который тогда сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, и Который всегда сходит после совершения (жертвы). Ибо Утешитель приходит достойно ей причащающимся».
Поэтому и мы должны периодически, очищенные говением, молитвой и исповедью, подступать со страхом Божиим к Чаше Христовой, чтобы причащаться из Нее Тела и Крови Христовых, вносящих в нашу извращенную грехом человеческую природу освященную Святым Духом теплоту спасительной жизни.
Иерей Андрей Чиженко
8 марта 2020 г. Экскурсия. Паломническая группа из г.Москвы.
В музее состоялась трогательная встреча паломников с настоятельницей монастыря игуменьей Маркеллой
Это последнее воскресение перед началом Великого поста. В русской традиции оно называется Прощеным воскресеньем. Накануне Великого поста мы просим прощения у Бога и наших ближних за наши прегрешения, обиды, недоразумения. В этот день, помимо литургии, верующие собираются еще на одну уникальную службу, которая совершается всего раз в год, обычно воскресным вечером и называется “Чин прощения”: после нескольких молитв обычной вечерни, в середине которой клирики меняют облачение на темное, все – от священников до обычных прихожан – подходят друг к другу и просят прощения. Происходит это следующим образом: священнослужители выходят на амвон во главе с настоятелем, который в конце проповеди просит прощения и делает земной поклон. Все, кто находится в храме в этот момент, отвечают ему земным поклоном, и без спешки, друг за другом подходят сначала к священникам, а потом друг ко другу. В это время каждый произносит «Простите меня!» и слышит в ответ «Бог простит, и я прощаю!». Выходя из храма многие продолжают это важнейшее дело подготовки к Великому посту. Очевидно, что тяжелее всего просить прощения у тех, перед кем мы виноваты, и тех, кто нас обидел. Чин прощения помогает не формально, а искренне, с любовью, испрашивать прощение за вольные и невольные обиды и примиряться со своими родными, друзьями, коллегами.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский) |
|
Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова) |
![]() |