Патриарх Алексий I и художник Павел Корин.
В музее Спасо-Казанского женского монастыря можно увидеть рисунок Павла Корина. Предлагаем статью Анастасии Старовойтовой, опубликованную в журнале "Третьяковская галерея".
"После войны и избрания Патриарха Русская Православная Церковь явно возродилась: во-первых, в 1946 г. Троицко-св. Сергиева Лавра, которая была закрыта с первых дней советской власти, была вновь открыта, а два учебных заведения возобновили свою работу - семинария и Духовная академия. Духовенство, и епископы и священники, росло в числе. Корин был свидетелем всех этих событий как инсайдер в церковных кругах. В конце 40-х годов он познакомился с патриархом Алексием, деятелем, представлявшим большой интерес для московской художественной интеллигенции. Патриарх уже знал о Корине, услышав о нем от Нестерова и других общих знакомых. Во-первых, по просьбе сотрудника Патриаршей канцелярии Сергея Георгиевского Корин обучал крестного отца Патриарха, когда он изучал живопись. Вскоре после этого художник поинтересовался о возможности написания портрета Алексея. «В 1948 году в воскресенье Павел Корин и его жена были приглашены в Московский Патриархат, где их представили Патриарху Алексию. Щедрый хозяин предложил своим гостям чашку чая. За чаем они вспомнили знаменитые московские церкви - исторические достопримечательности, такие как святого Николая Великого Креста на улице Ильинка, Успенской церкви в Маросейке и т. д. Прежде чем закончить разговор, они договорились о времени первого заседания, - вспоминал Георгиевский.28 «Павел Дмитриевич пришел в Патриарший офис с тетрадью и карандашом. В точно установленное время Патриарх Алексий вошел в Красную палату в своем парадном халате и кукулионе, как они и договаривались ранее. Павел Дмитриевич начал рисовать. Примерно после 20 Через несколько минут секретарь вошел с извинениями и сказал: «Срочно нужен Патриарх». Алексей вернулся через 15 минут, но через 10 минут его вызвали на международный звонок, и через некоторое время он вернулся, но без парадного наряда: «Павел Дмитриевич, они не оставят нас наедине с этими телефонными звонками. Давайте отложим». заседание ". 29Что касается эскизов Корина, то в дополнение к одному, нарисованному на Архиерейском Соборе в 1945 году, существуют еще два, оба датированы 1957 годом. Каждый из них представляет Патриарха в его парадном одеянии и кукулионе, стоя и сидя соответственно. Возможно, упомянутый Георгиевским инцидент произошел гораздо позже - в 1957 году, а не в 1948 году.
По словам Георгиевского, в 1956 году Патриарх Алексий пригласил Корина и его жену в свой дом в Переделкино, чтобы обсудить будущие работы над портретом. Они договорились, что художник и его жена посетят Патриарха в Одессе, пока он будет там отдыхать. Таким образом, совмещая работу с отдыхом на море, они приступили бы к портрету. Однако этого путешествия не произошло, так как Корин перенес бы сердечный приступ.
Хотя художник не рисовал портрет, Корин изобразил Алексея в кабинете для своей картины: это не полноразмерный портрет, а только голова Патриарха в кукулионе. Художник разместил его в центре, между патриархами Тихоном, которого Корин нарисовал по своей фотографии, и Сергием.
Как и воспоминания родственников и друзей художника, сохранились письменные свидетельства о теплых отношениях, которые существовали между Алексеем I и Кориным. 25 февраля 1963 года Патриарх сделал запись в гостевой книге во время посещения выставки в Академии художеств. Эта гостевая книга остается в архиве художника, а запись в руке Патриарха заканчивается следующими словами: «Художественный талант П [авел] Дм [итриевича] - это поистине Божий дар». 30В конце книги Прасковья Корина написала, что через полчаса после отъезда Патриарха посланница принесла мужу письмо Алексия, в котором Патриарх подробно выразил свои чувства. Это письмо свидетельствует о дружбе Корина и Патриарха и подтверждает, что Алексий высоко ценил его художественный талант и очень хорошо знал его работы - не только те картины, которые изображали русское духовенство, но и его пейзажи, и разделял чувства художника, выраженные в эти работы. Патриарх писал: «Конечно, я хорошо знал, что вы были великолепным, блестящим и плодовитым художником с многогранным талантом, но ваша выставка произвела на меня впечатление, раскрывая уникальную природу ваших работ, которая доказывает, что вы великий художник, и ваш талант - это настоящий дар Божий ... Ваш Палех великолепен своей удивительной русской природой и ароматом православной старины. Пейзажи типично русские, нежные и мелодичные - с широкими лугами, с ощущением шелестящей травы, с блестящими головами полевых цветов - простыми, но красивыми и кружевными лесными юбками, с этими уютными сельскими домами, отличающимися своей изысканной деревенской атмосферой и сказочным праздником. , Многие святые иконы приносили в эти дома радость и покой, печки согревали их, а кипящие самовары делали их уютными. Эти сцены представляют что-то, что уходит - фактически, это уже прошло; тем не менее, мы все хорошо знаем и понимаем их ... И, наконец, «Прохождение Руси»! По-видимому, это происходит из «Святой Руси» Нестерова и продолжает тему. Мы видим галерею персонажей, и большинство из них решили принять монашеские обеты и провести хороший бой. Некоторые из них только что присоединились к монашеской общине, некоторые уже давали свои обеты в течение многих лет, а другие собираются завершить свой жизненный путь. Но все они - нежные юноши, зрелые мужчины и пожилые люди старшего возраста, отличаются своей внутренней силой » (Письмо Патриарха Алексия I Павлу Корину. Третьяковская галерея, Исследовательский отдел Павла Корина, 93272 MF-МЕМ 121.
Корин часто встречал Патриарха на литургии в Елоховском соборе и в других местах. В 1965 году художнику пришлось отправиться в Америку со своей выставкой, серьезным, масштабным проектом, который потребовал много сил и сил. Учитывая важность поездки, Корин отправился в Троицкую ул. Сергиева Лавра получить Патриаршее благословение".
Из статьи Анастасии Старовойтовой, опубл. в журнале «Третьяковская галерея» № 2. 2014
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский) |
|
Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова) |