С благословения Иоанна Кронштадтского

b_200_150_16777215_00_images_museum_09RsyZPwi64.jpegb_200_150_16777215_00_images_museum_4hOVPWBYN4o.jpegb_200_150_16777215_00_images_museum_ea-RfrsHfE8.jpegb_200_150_16777215_00_images_museum_gEyLiRmmr5w.jpegb_200_150_16777215_00_images_museum_oyunuigiGqw.jpegb_200_150_16777215_00_images_museum_FkKwxsj0CxI.jpeg

2 января в Спасо-Казанском монастыре – престольный праздник!

В сельце Екатерининском Владимиром Александровичем Симанским  был построен храм Спаса Нерукотворного Образа, освящен 22 октября 1845 года. Основание монастыря связано с именем Павла Владимировича Симанского. Павел Валадимирович стал первым священником в роду Симанских.  Служебная деятельность Павла проходила в городе Кронштадте, что дало возможность ему сблизиться с Иоанном Сергиевым (Кронштадтским), который стал его духовником и другом. Он оказал сильное влияние на Павла Владимировича в принятии им священства.  Его рукоположение состоялось 8 июля 1893 года, в день празднования Казанской Божией Матери. В 1895 году отмечался 50-летний юбилей церкви Спаса Нерукотворного Образа. Павел Владимирович праздновал в сане иерея. «К молебну и крестному ходу прибыло всё духовенство города Острова. На празднике была произнесена речь священника П.В. Симанского (владельца села Екатерининского), посвящённая воспоминаниям о тех благодатных побуждениях, которыми руководствовались храмоздатели (родители его) при постройки сего храма, и содержащая в себе приглашение к присутствующим на торжестве родственникам не забывать для себя родного для них храма и посильно заботиться по примеру предков». Павел Владимирович Симанский сообщил, что «При храме сделать женскую общину с таким числом сестер, какое община по своим средствам в состоянии будет содержать…

Община имеет две цели: первое - храм будет поддерживаться в хорошем заведовании и содержаться в порядке и чистоте, второе желание - устройство при храме. Богадельни на 8 человек».

17 августа 1897 года близ г. Острова, в селе Екатерининском, принадлежавшем священнику Павлу Владимировичу Симанскому, происходило торжественное открытие новой женской общины в честь Казанской иконы Богоматери. Владелец села, желая на будущее время вернее обеспечить дальнейшую судьбу храма, решил ходатайствовать об учреждении при нём женской общины, в собственность которой он отдал в означенном селе несколько домов, необходимые постройки и большой фруктовый сад, а также вместе со своим родным племянником В.А. Симанским пожертвовал значительный капитал.

Утром 16-го августа, по случаю храмового праздника, в церкви села Екатерининского совершено было богослужение прибывшим из С.-Петербурга протоиреем Казанского собора А.А. Лебедевым в сослужении священников П.В. Симанского и В.Н. Загорского. Вечером 16-го августа, накануне открытия общины, при многочисленном стечении народа, всенощное бдение отслужено тем же о. Протоиреем при участии Мирожского архимандрита Николая и упомянутых местных священников. После всенощного была панихида по покойном преосвященнике Гермогене, рукоположившем о. Павла Симанского в священный сан и скончавшемся 17 августа 1893 года, а также по строителям храма. В ночь на 17-е августа в село прибыл из Кронштадта старинный знакомый и духовник учредителя общины наш русский всеобщий молитвенник, о. Иоанн Ильич Сергиев, чем дан был жителям г. Острова и прочим, издалека прибывшим на торжество, удобный и редкий случай увидеть любимого пастыря.

В архиве Спасо-Казанского женского монастыря хранятся воспоминания Ореста Дмитриевича Дурново, внука Марии Львовны Симанской (Дурново), который об этом событии пишет: «…Самое интересное путешествие было в поместье Симанское на берегу реки Великой.  …Все ждали приезда Иоанна Кронштадтского, уже известного тогда на всю Россию…Повсюду царило большое волнение. 

Было уже 11 часов вечера, на улице лил дождь, когда с вокзала приехал кучер и сообщил хозяину, что поезд прибыл, но Иоанна в нём не было.  Павел Владимирович волновался и расстраивался. Он решил не ложиться спать и ждать.  Много раз он входил в подготовленную для гостя комнату …  Она был полностью покрыта коврами, у кровати было очень богатое покрывало.  В углу стояли многочисленные иконы на деревянных подставках и перед ними часами горели масляные лампады…  Иоанн проходил мимо, дождевая вода стекала по его лицу и одежде большими ручьями.  Святейший и сопровождающие его лица опоздали на поезд и были вынуждены сесть на следующий, товарный поезди, конечно же, на станции никого не было. … они около четырех верст шли к парому пешком.

На следующее утро богослужение началось с благодарственной молитвы и освящения церкви и монастыря.  Все богослужения были долгими и грандиозными, с несколькими архиереями, священниками, диаконами и огромным столичным хором… в церкви он произнес чудесную проповедь... Его ясные светло-голубые глаза светились умом и энергией.  Она не могла примирить вспыльчивого господина с великим и весьма впечатляющим проповедником, которого она сейчас слушала.  Но первое впечатление быстро стёрлось и со счастливой улыбкой она подошла к нему, чтобы получить благословение…, все местные жители собрались под окнами и попросили Иоанна выйти и поговорить с ними.  Итак, вместо того, чтобы выйти, Иоанн встал возле открытого окна, благословлял народ и говорил.  Он был действительно одаренным оратором, никто бы не подумал, что снаружи есть люди, они хранили молчание, пока он говорил.  Они слушали его зачарованно.  Затем внезапно прозвучал почти истерический женский голос: "Спускайся к нам!  Я хочу прикоснуться к тебе!" Теперь многие голоса закричали:" Да, да, спускайся!" Теперь толпа была беспокойной, и слова, которые они кричали, стали неразличимыми, поэтому многие из них кричали, каждый что хотел.  Именно тогда Орест вдруг заметил, что

Ноги Иоанна оторвались от пола.  "Сергей, быстрее! - он закричал, и все молодые люди бросились к окну.  Толпа снаружи собиралась вытащить Иоанна. Потребовалось некоторое время, чтобы молодые люди внутри освободила его от истеричной толпы     .

Это воспоминание трогательно, так как переносит нас в то далекое памятное время.

Всё пространство вокруг церкви, насколько мог видеть глаз, представляло из себя сплошное море голов: люди сидели на ограде, влезали на деревья. Благодаря деятельности полиции в этой двадцатипятитысячной толпе не было замечено особенного беспорядка. По окончании богослужения Его Преосвященству и служившему духовенству, а также приглашённым гостям, был предложен чай в собственном помещении священника П.В. Симанского, откуда все отправились в покои настоятельницы общины монахини Руфины. Там сервирован был обед, прошёл он весьма оживлённо. Во время обеда преосвященный Архиепископ провозгласил тост за драгоценное здоровье Государя Императора, священник П.В. Симанский — за Владыку и всех духовных лиц, о. Иоанн Ильич Сергеев за о. Павла Симанского, протоирей А.А. Лебедев за отсутствовавшего по болезни участника учреждения общины В.А. Симанского. Певчие на тосты отвечали многолетиями. В это же время Владыкою была произнесена речь, в которой он выяснил важность учреждений, подобных открываемой общине, как для самих её обитательниц, которые будут совместно и преемственно соделывать своё спасение, так и для окружающего её населения, нуждающегося в духовном просвещении, — и высказав надежду, что со временем, когда увеличатся средства общины, при ней могут открываться благотворительные учреждения. В обращении своём к настоятельнице, которая решила взять на себя такое трудное дело, Владыка пожелал ей энергии, сил, успеха по благоустройству общины. Эту речь о. Иоанн Кронштадтский неоднократно прерывал замечаниями о пророческом значении слов Преосвященного. После обеда гости снова отправились в новый, только что отстроенный дом о. Павла, где каждому из приезжих почётных гостей была предоставлена в распоряжение отдельная комната. В это время к о. Иоанну стали являться посетители для получения благословения, а также приносили к нему больных. Вокруг дома и вдоль решётки сада стояли толпы народа, ожидавшие видеть о. Иоанна, который иногда появлялся в открытых окнах дома и благословлял народ. Вечерний чай предложен был гостям на веранде, выходящей в сад, где пел хор архиерейских певчих, которые исполняли различные концерты и, по желанию о. Иоанна, пропели ирмосы на праздник Успения Богоматери. Отец Иоанн благодарил певчих, а маленьких певчих собственноручно наделил сливами. С наступлением сумерек была зажжена иллюминация: весь сад светился разноцветными фонариками. Отец Иоанн уехал в С.-Петербург в тот же вечер, посетив по дороге к вокзалу железной дороги двух жителей города Острова. Владыка же, переночевав в селе Екатерининском, отправился в Псков на следующий день с утренним поездом в сопровождении многих духовных лиц, участвовавших в торжестве. Отец Иоанн, помимо своего молитвенного участия при начале существования общины, оказал ей материальную помощь: прислал 100 рублей перед открытием общины и 100 рублей после своего отъезда. Поступают пожертвования и от местных жителей. Например, купец Подмошенский прислал в дар общине 10 рублей и несколько мешков разной муки. При общине предполагается в недалёком будущем открытие женской церковно-приходской школы, причём обучающиеся девочки из близ лежавших деревень могут дать из своей среды певчих для хора общины.

По представлению епископа Псковского и Порховского Арсения (Стадницкого), поданному в ответ на ходатайство священника Павла Симанского, 18 апреля - 8 мая 1907 года, Синод преобразовал общину в Спасо-Казанский женский общежительный монастырь, с открытием при нем штатной вакансии священника и псаломщика на местные средства. 14 июля 1907 г. архиепископ Арсений прибыл в общину и в Спасском храме совершил Всенощное бдение. Утром 15 июля по его распоряжению чин преобразования общины в монастырь совершил ректор Тульской ДС архимандрит Алексий (Симанский). За литургией владыка возвел начальницу общины монахиню Руфину († после 1916) в сан игуменьи. На о. Павла Симанского был возложен наперсный крест, выдаваемый от Синода (ранее, в мае 1905 г., он был награжден камилавкой). Священник Павел проживал при обители в небольшом деревянном доме (1897), но по состоянию здоровья, уже не служил, обязанности настоятеля выполнял заштатный островский священник Владимир Николаевич Панов (род. в 1873 г.). Отец Павел предполагал возвести на территории монастыря еще несколько зданий, в том числе каменный собор в честь Казанской иконы Божьей Матери, но 23 дек. 1907 г. скончался (27 дек. погребение у алтаря Спасского храма возглавил прибывший из Тулы архимандрит Алексий (Симанский).

 

13 октября 2003 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) была создана женская община с целью возрождения Спасо-Казанского женского монастыря.  

Восстанавливать монастырь выпало на долю монахине Маркелле Павловой.

Владыка Евсевий постоянно наблюдал, контролировал возрождение монастыря. 1 сентября 2004 года приступили к строительству часовни. В свой очередной приезд Владыка Евсевий посохом очертил место алтаря, колокольни, пожертвовал двадцать тысяч рублей - благословил строить храм Иоанна Кронштадтского.

И 2 января 2005 года состоялась первая служба во вновь выстроенном храме в честь Праведного Иоанна Кронштадтского. Так, как и столетие назад, с благословения Иоанна Кронштадтского начинается духовная жизнь Спасо-Казанского женского монастыря.

14 июня 2005 года Казанская община была реорганизована в Спасо-Казанский женский монастырь Псковской Православной Епархии Русской Православной Церкви.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский)

 

Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова)

www.mossysadmin.ru - cоздание и продвижение сайтов