Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечают православные христиане 27 сентября. Праздник относится к числу господских двунадесятых. Согласно христианской традиции, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, где был распят Иисус, произошло обретение Креста Господня.
В храме Спаса Нерукотворного Образа прошла праздничная служба.
Патриарх Алексий I и художник Павел Корин.
В музее Спасо-Казанского женского монастыря можно увидеть рисунок Павла Корина. Предлагаем статью Анастасии Старовойтовой, опубликованную в журнале "Третьяковская галерея".
"После войны и избрания Патриарха Русская Православная Церковь явно возродилась: во-первых, в 1946 г. Троицко-св. Сергиева Лавра, которая была закрыта с первых дней советской власти, была вновь открыта, а два учебных заведения возобновили свою работу - семинария и Духовная академия. Духовенство, и епископы и священники, росло в числе. Корин был свидетелем всех этих событий как инсайдер в церковных кругах. В конце 40-х годов он познакомился с патриархом Алексием, деятелем, представлявшим большой интерес для московской художественной интеллигенции. Патриарх уже знал о Корине, услышав о нем от Нестерова и других общих знакомых. Во-первых, по просьбе сотрудника Патриаршей канцелярии Сергея Георгиевского Корин обучал крестного отца Патриарха, когда он изучал живопись. Вскоре после этого художник поинтересовался о возможности написания портрета Алексея. «В 1948 году в воскресенье Павел Корин и его жена были приглашены в Московский Патриархат, где их представили Патриарху Алексию. Щедрый хозяин предложил своим гостям чашку чая. За чаем они вспомнили знаменитые московские церкви - исторические достопримечательности, такие как святого Николая Великого Креста на улице Ильинка, Успенской церкви в Маросейке и т. д. Прежде чем закончить разговор, они договорились о времени первого заседания, - вспоминал Георгиевский.28 «Павел Дмитриевич пришел в Патриарший офис с тетрадью и карандашом. В точно установленное время Патриарх Алексий вошел в Красную палату в своем парадном халате и кукулионе, как они и договаривались ранее. Павел Дмитриевич начал рисовать. Примерно после 20 Через несколько минут секретарь вошел с извинениями и сказал: «Срочно нужен Патриарх». Алексей вернулся через 15 минут, но через 10 минут его вызвали на международный звонок, и через некоторое время он вернулся, но без парадного наряда: «Павел Дмитриевич, они не оставят нас наедине с этими телефонными звонками. Давайте отложим». заседание ". 29Что касается эскизов Корина, то в дополнение к одному, нарисованному на Архиерейском Соборе в 1945 году, существуют еще два, оба датированы 1957 годом. Каждый из них представляет Патриарха в его парадном одеянии и кукулионе, стоя и сидя соответственно. Возможно, упомянутый Георгиевским инцидент произошел гораздо позже - в 1957 году, а не в 1948 году.
По словам Георгиевского, в 1956 году Патриарх Алексий пригласил Корина и его жену в свой дом в Переделкино, чтобы обсудить будущие работы над портретом. Они договорились, что художник и его жена посетят Патриарха в Одессе, пока он будет там отдыхать. Таким образом, совмещая работу с отдыхом на море, они приступили бы к портрету. Однако этого путешествия не произошло, так как Корин перенес бы сердечный приступ.
Хотя художник не рисовал портрет, Корин изобразил Алексея в кабинете для своей картины: это не полноразмерный портрет, а только голова Патриарха в кукулионе. Художник разместил его в центре, между патриархами Тихоном, которого Корин нарисовал по своей фотографии, и Сергием.
Как и воспоминания родственников и друзей художника, сохранились письменные свидетельства о теплых отношениях, которые существовали между Алексеем I и Кориным. 25 февраля 1963 года Патриарх сделал запись в гостевой книге во время посещения выставки в Академии художеств. Эта гостевая книга остается в архиве художника, а запись в руке Патриарха заканчивается следующими словами: «Художественный талант П [авел] Дм [итриевича] - это поистине Божий дар». 30В конце книги Прасковья Корина написала, что через полчаса после отъезда Патриарха посланница принесла мужу письмо Алексия, в котором Патриарх подробно выразил свои чувства. Это письмо свидетельствует о дружбе Корина и Патриарха и подтверждает, что Алексий высоко ценил его художественный талант и очень хорошо знал его работы - не только те картины, которые изображали русское духовенство, но и его пейзажи, и разделял чувства художника, выраженные в эти работы. Патриарх писал: «Конечно, я хорошо знал, что вы были великолепным, блестящим и плодовитым художником с многогранным талантом, но ваша выставка произвела на меня впечатление, раскрывая уникальную природу ваших работ, которая доказывает, что вы великий художник, и ваш талант - это настоящий дар Божий ... Ваш Палех великолепен своей удивительной русской природой и ароматом православной старины. Пейзажи типично русские, нежные и мелодичные - с широкими лугами, с ощущением шелестящей травы, с блестящими головами полевых цветов - простыми, но красивыми и кружевными лесными юбками, с этими уютными сельскими домами, отличающимися своей изысканной деревенской атмосферой и сказочным праздником. , Многие святые иконы приносили в эти дома радость и покой, печки согревали их, а кипящие самовары делали их уютными. Эти сцены представляют что-то, что уходит - фактически, это уже прошло; тем не менее, мы все хорошо знаем и понимаем их ... И, наконец, «Прохождение Руси»! По-видимому, это происходит из «Святой Руси» Нестерова и продолжает тему. Мы видим галерею персонажей, и большинство из них решили принять монашеские обеты и провести хороший бой. Некоторые из них только что присоединились к монашеской общине, некоторые уже давали свои обеты в течение многих лет, а другие собираются завершить свой жизненный путь. Но все они - нежные юноши, зрелые мужчины и пожилые люди старшего возраста, отличаются своей внутренней силой » (Письмо Патриарха Алексия I Павлу Корину. Третьяковская галерея, Исследовательский отдел Павла Корина, 93272 MF-МЕМ 121.
Корин часто встречал Патриарха на литургии в Елоховском соборе и в других местах. В 1965 году художнику пришлось отправиться в Америку со своей выставкой, серьезным, масштабным проектом, который потребовал много сил и сил. Учитывая важность поездки, Корин отправился в Троицкую ул. Сергиева Лавра получить Патриаршее благословение".
Из статьи Анастасии Старовойтовой, опубл. в журнале «Третьяковская галерея» № 2. 2014
В храме Спаса Нерукотворного Образа прошла праздничная служба.
Согласно Новому Завету, Дева Мария родилась в городе Назарете у праведных Иоакима и Анны. Супруги были бездетны до преклонного возраста, но не теряли надежды и твердо верили, что Бог может даровать им ребенка даже в старости.
По преданию, молитвы Иоакима и Анны были услышаны, архангел Гавриил возвестил им, что у них родится "Преблагословенная Дева Мария", через которую будет даровано спасение всему миру. Рождение Божией Матери предсказывалось и в ветхозаветных пророчествах.
Рождество Богородицы — первый праздник церковного года, наступающего 14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому стилю). Относится к числу двунадесятых праздников.
В течение года шла работа над изготовлением бюста.
Автор работы - Сташенюк Денис, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Чтобы приступить к изготовлению бюста, Денис просмотрел документальные фильмы, сотни фотографий Патриарха. Были выполнены эскизы...
Бюст Алексия I находится в музее, рядом с портретом Алексия I Ильи Глазунова. Приглашаем в музей, где можно увидеть работу Дениса Сташенюка - бюст Патриарха!
День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября (6 сентября ст. ст.).
Архангел Михаил принимает самое активное участие в судьбах верующих людей, да и в судьбе самой Церкви. Он считается главным воином в армии Господа, он идет первым на борьбу с дьяволом и беззаконием среди людей. Михаил также именуется архистратигом, что в переводе означает старший воин или вождь.
На подворье Спасо-Казанского женского монастыря в деревне Тонковидово прошла праздничная служба в старинном храме Михаила Архангела с Кухвы. Водосвятие, литургия, крестный ход были совершены священнослужителями о.Сергием и о.Георгием. Молились игуменья Маркелла с сестрами, прихожане.
29 августа 2019 года, в Спасо-Казанском женском монастыре был совершен чин погребения плащаницы Божьей Матери. Удивительная, по-своему трогательная служба позволила верующим погрузиться в атмосферу священного трепета во время чтения погребальных статей перед Плащаницей Пресвятой Богородицы, в которых святая Церковь призывает не скорбеть о кончине Пречистой. Нужно радоваться тому, что теперь Пресвятая Богородица на руках своего Божественного Сына вознесена на небеса, и Церковь прославляет Ее как честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов. Пресвятая Дева стала Царицей Небесной и нашей заступницей и Ходатаицей пред престолом Небесного Царя и Господа нашего Иисуса Христа. Ведь праздник Успения – это праздник надежды!
По окончании богослужения на Великом славословии Плащаница Пресвятой Богородицы была обнесена вокруг храма.
29 августа – престольный праздник в Спасо-Казанском женском монастыре. В храме Спаса Нерукотворного Образа прошло праздничное богослужение, крестный ход.
Православная церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя. Поэтому Третий Спас также зовут Спас на полотне или Нерукотворный Спас. О православном празднике известно следующее:
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
28 августа - Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года. Ему предшествует двухнедельный пост.
В храме Спаса Нерукотворного Образа прошло праздничное богослужение.
Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному». Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение.
В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша
19 августа - Божественная литургия в праздник Преображения Господня. Яблочный Спас
Сегодня, 19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа праздничное богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа совершили священнослужители о.Сергий и о.Георгий.
После литургии состоялось торжественное освящение урожая фруктов и овощей. Поэтому Преображение в народе именуется "Яблочным Спасом".
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.
Преображение Господне
После беседы о кресте и о славе царствия Своего, Иисус Xристос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору – Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву; а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой молитвы произошло чудесное преображение Иисуса Xриста и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как Единородного от Отца.
Вид лица его изменился: оно просияло как солнце. Одежды его сделались так белы, как снег, заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Xристом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Xриста, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сшел из облака глас: Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте. Услышав этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Xристос подошел к ним и сказал: встаньте и не бойтесь. Когда поднялись они, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Xриста. Когда сходили они с горы, Иисус Xристос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский) |
|
Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова) |
![]() |