В период эпидемии коронавируса, когда наш монастырь был закрыт для прихожан, у Святых врат монастыря был подобран мешок. Кто его принес – осталось неизвестным. И каково было удивление – в мешке находилась икона «Призри на смирение». И это событие произошло накануне ее празднования - 29 сентября.
Это старинная печатная дореволюционная икона, размером 45х65 см.
В настоящее время она находится в нашем монастыре.
В толковом словаре русского языка слово «призреть» объясняется как взглянуть на кого-то, внимательно бросить взор, посмотреть с участием, сочувствием, милосердием. Или же принять, а также приютить и пристроить, дать пропитание, забрать под свой покров, озаботиться нуждой ближнего. Название «Призри на смирение» можно трактовать как просьбу к Богородице посмотреть на наше смирение и прийти на помощь. Святому образу более шести веков, но он и сегодня является объектом поклонения и молитв тысяч верующих христиан.
Как известно из летописного источника, впервые икона явилась человечеству в 1420 году. Чудесное событие произошло в Псковской области на озере Каменное. В Псковской летописи упоминается о кровотечении из правого глаза изображения Матери Иисуса, которое не прекращалось на протяжение всего пути, пока икону несли в Троицкий храм. Здесь святой образ и оставили на хранение. Этот лик не сохранился до наших времен, но существует множество списков, написанных с него.
Первое явление иконы людям было не случайным. Тогда, в 15-м веке, Псков сильно пострадал в огне пожара, после чего жителей атаковали голод и болезни. Тогда священники использовали икону «Призри на смирение» для защиты города, и эпидемия прекратилась.
Самым главным чудом, которое дарует икона, считается сила душевного врачевания, помогающая многим людям найти дорогу в храм, познать таинство Исповеди и Причастия.
Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх ("воздвижение") после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.
Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября)
Литургия в храме Спаса Нерукотворного Образа
О Рождестве Богородицы и о Её родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и об их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
Праздничная литургия в храме Спаса Нерукотворного Образа.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский) |
|
Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова) |