19 сентября 2022 года

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV);

Праздничное богослужение в храме Михаила Архангела с Кухвы (на подворье Спасо-Казанского женского монастыря)

Из истории икон в храме Михаила Архангела с Кухвы...

Подробнее...Подробнее...

Прихожан храма привлекает икона Божьей Матери Остробрамская ...Какова ее история?

Об иконе известно следующее:

Чудесным образом возникшая в православном мире икона Божьей Матери, именуемая Остробрамская, уже несколько веков будоражит умы историков и теологов. Никто до сих пор не знает точно, откуда взялась данная святыня, и кто ее автор. Но, несмотря на это, за несколько сотен лет образ Девы Марии продолжает обрастать легендами о великих событиях и чудесных исцелениях, которым обязаны верующие христиане Богородице, оставившей свой лик на дубовых дощечках.

Ее месторождением считается город Вильнюс в Литве, где она хранится до сих пор на Острых Воротах (Брамах), за счет чего и получила свое название. Икона была создана в несвойственной для Божьей Матери манере – без младенца Иисуса на руках. Считается, что изображение Девы Марии относится к периоду Благовещения, когда Архангел Гавриил сообщил ей во сне о том, что она носит в чреве своем Сына Божия. Именно поэтому Богородица изображена еще без младенца. Сама икона была написана на дубовых дощечках 2 см в толщину, размером 1,6 х 2 м. Рисовали ее в стиле барокко, красками из натуральных порошковых красителей. Ее руки сложены накрест, а лицо пребывает в блаженном спокойствии. На голове изображена польская корона, знаменующая покровительство государства Польши, а над короной во все стороны расходятся божественные лучи.

Для православных христиан икона представляет особое значение, она является напоминанием о тяжелых временах, которые пришлось пережить нашим предкам в Остром конце, когда правители, не спросив народ, отобрали святыню у православных, отдав ее католикам. Однако, несмотря на это, люди обоих религий посещают Вильнюс, чтобы отдать дань уважения святому образу и попросить помощи в поиске пропавших без вести, лечении бесплодия, душевных заболеваний, сохранение мира в семье, укреплении брака.

Святой образ принято вешать в правом углу на той стене, которая находится напротив входной двери. Икона должна находиться отдельно от других изображений (фотографий, картин, календарей). Хранить ее следует в чистоте, не допускать скопления пыли и грязи на образе Богородицы.

Почитание Остробрамской иконы у католиков происходит 16 ноября, у православных христиан этот день всегда был следующим после Рождества Христова: 26 декабря по старому стилю и 8 января по новому стилю. Также христиане вспоминают о ней 14 апреля по старому стилю и 27 апреля по новому стилю.

Каноническая молитва перед иконой Остробрамской читается в храме в день ее празднования. Но ее также можно произносить дома, перед домашней иконой. Текст молитвы следующий: «О, пресвятая Госпожа, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих (имена) от напрасной клеветы, от всякой беды и напасти, злых и лукавых человек и наглой смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех врагов наших видимых и невидимых, от лютого навета вражеского и от всякого злого обстоятельства. Аминь».

Кондак 1

Избранная Всевышнем и пречистая Защитница все христианских верующих, милосердно от Святого лика Своего посылаешь нам потоки божественных выздоровлений, прославляя молитву Тебе возносим, Пречистая Дева Мария. Ты же, как святая Защитница поклоняющихся Тебя от различных несчастий нас убереги и прощение подари и взовьем к Тебе: Ликуй, Царица, Святым образом Твоим Остробрамским обилие и милосердие нам посылающая.

 

14 сентября Начало инди́кта – церковное новолетие

 

Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).

В современном русском православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта, и т. д. (См. также на сайте понятия Календарь, Новый год, Стиль, Эра.)

Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.

Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия

 

28 августа 2022 года

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Праздничное богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

27 августа. Утреннее богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа.

 

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Утреннее богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа. Служили священнослужители о.Андрей и о.Вадим, молились настоятельница монастыря игумения Маркелла с сестрами, прихожане.

Подробнее...

 

 

 

С Юбилеем, матушка Маркелла!

 

25 лет в монашестве!

 

С юбилеем поздравляем настоятельницу Спасо-Казанского женского монастыря игумению Маркеллу!

Подробнее...

27 августа 1997 года, 25 лет назад, в Свято-Введенском Толгском женском монастыре Людмила Павлова приняла постриг с именем Маркеллы. Благословение на монашество Людмила получила от старца с острова Залита Николая Гурьянова. «Это было в 1996 году, - рассказывает Людмила Викторовна, - К тому времени я была уже два года вдовой и просила Батюшку дать благословение, чтобы выйти замуж, а он говорит: «А с мужем-то повенчайся». – Я ему говорю: «А муж-то умер», но старец снова: «Повенчайся, повенчайся с мужем-то»…Через полтора года я открываю одну из духовных книг и читаю: «:И когда обвенчается с Женою Своею Церковью…». Я поняла, что передо мной открывается монашеский путь. Снова поехала к Батюшке задать вопрос, но не о замужестве, а уже о постриге.

В храме встала в очередь на исповедь. Когда подошла к старцу, стала грехи говорить, а он остановил меня: «Ну, хватит», - я думаю: как это хватит? Ведь надо все сказать до конца», - мне тогда и в голову не пришло, что Батюшка все их уже знает. Потом помню, когда отошла от аналоя, стала ему выкрикивать: «Батюшка, хочу монахиней быть», - а Батюшка мне: «Что, что, что? Не слышу», - мне говорят: «Громче говори», - я еще громче кричу: «Батюшка, я монахиней хочу быть», - он опять» «Не слышу», тогда я в третий раз на весь храм: «Батюшка, хочу быть монахиней», тогда он подходит, берет меня за руку и, поглаживая ее, успокаивает: «Ну подожди, Людмил ушка, рано еще. Ну подожди», - а у меня мысли сразу мелькнули: «Как же рано? Пока я молодая, надо трудиться, Господу служить», - Батюшка, гладя меня по волосам, отвечает на мои мысли: «Ну вот, волосики-то у тебя не такие беленькие, как у меня», - намекая на то, что пока мудрости у меня не хватает. А у меня мысли: «Как же так? Ведь надо Господу служить!» И Батюшка благословил: «Ну, ладно, пусть постригают, пусть постригают» …

У меня полностью все поменялось в жизни…Так несколько лет я окормлялась у него, делала первые шаги в монашестве, проходила свой искус. Для меня открывалась духовная жизнь. Если бы не старец, то жизнь моя могла бы пройти в соблазнах суетного мира…».

Постриг был принят в Толгском монастыре, 27 августа…Потом путь монашеский привел Матушку на Камчатку, где не было монастырей, и надо было открывать первую обитель – Казанскую.

13 октября 2003 года по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Митрополита Псковского и Порховского Евсевия началось восстановление Казанского монастыря в городе Острове. Возрождать обитель и собирать сестер Владыка Евсевий благословил монахиню Маркеллу. 1 апреля 2004 года матушка Маркелла приступила к работам по восстановлению Спасо-Казанского женского монастыря, находящегося в руинах…В течение восемнадцати лет шло строительство, да и сейчас продолжается. «С Богом - ничего не страшно!- неоднократно повторяет матушка Маркелла. Но только ей известно, как достается нести игуменский крест… И сегодня, в день Вашего Ангела, мы желаем Вам, Матушка, здоровья, терпения, духовных и телесных сил. Пусть вас коснется частичка Божьей любви, и сердце наполнится светлой радостью, миром и спокойствием.

Подробнее...

 

 

     

     Радуют красотой золотые купола Спасского храма. Колокольный звон над рекой Великой возбуждает светлое, радостное и мирное настроение...

24 августа 2022 года. Обновление иконостаса в храме Спаса Нерукотворного Образа

Подробнее...

 

 

Обновление иконостаса в храме Спаса Нерукотворного Образа.

В деисусном чине иконостаса установлена икона  «Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей».

 

Подробнее...Подробнее...Подробнее...

 

 

 

Самым  важным рядом икон, составляющим иконостас является деисусный чин (от греч. «де́исис» - «моление, прошение»). На нём представлена церковь земная и церковь небесная, приносящая непрестанное моление Иисусу Христу – Великому Судие за мир и человечество. И моление это завершиться лишь на Страшном Суде. Это центральный, главный чин иконостаса. Поэтому иконы, составляющие его самые масштабные.

Центральное место в этом ряду занимает образ Господа.

По обе стороны от него в молитвенных позах замерли Богородица и Иоанн Креститель (Предтеча).

Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.

Поздравляем с праздником!

    Подробнее...Подробнее...

       

 

     

 

 

   

      Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа 2022 года - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа.

Праздничное богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа

Поздравляем Елену Анатольевну Адась с профессиональным праздником – Днем строителя!

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Елена Анатольевна Адась трудится в строительстве с 1983 года.

«Я окончила Псковский политехнический институт по специализации «промышленное гражданское строительство». После института пришла работать в свой родной город Остров.

 На возведении храма Спаса Нерукотворного Образа…

Елена Анатольевна рассказывает:

«В 2006 году матушка Маркелла пригласила меня строить храм Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Казанском женском монастыре. Это было совершенно новое для меня дело, культовыми сооружениями никогда не занималась, да и не изучали мы их в институте. Никто не соглашался заняться этой работой, так как не было строительных чертежей, только эскизные. Пришлось разбираться по ходу дела. Мы ездили в Никандрову пустынь, чтобы посмотреть изнутри разрушенные церкви»…

Строительство храма было начато в 2007 году. 4 ноября 2010 года храм был освящен.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский)

 

Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова)

www.mossysadmin.ru - cоздание и продвижение сайтов