Особое место в собрании Ростовского музея принадлежит портретной фотографии из собрания основателя музея члена Императорского Московского Археологического общества И.А. Шлякова. Одна из фотографий подписана: «Достоуважаемому Ивану Александровичу на добрую память. 9 сентября 1905 г. Вл. Симанский».
Этот уникальный снимок долгое время был незаслуженно забыт. Может быть, отчасти из-за того, что неправильно была прочитана фамилия изображенного. Между тем на фото запечатлен Владимир Андреевич Симанский (1853–1929), камергер Высочайшего двора, пожизненно прикомандированный к Канцелярии Святейшего Синода. Сегодня он известен прежде всего как отец патриарха Московского и всея Руси Алексея I, в миру Сергея Владимировича Симанского (1877–1970).
Удивительно, что среди писем И.А. Шлякова, хранящихся ныне в Государственном архиве Ярославской области, сохранилась история этой фотографии. В 1905 г. В.А. Симанский посетил Ростов, Ростовский музей церковных древностей – и в сентябре писал Шлякову из Сергиева Посада:
«Многоуважаемый и Почтеннейший Иван Александрович! Долгом своим почитаю независимо лично выраженный Вам при отъезде из Ростова принести ныне и письменную мою благодарность за Ваше любвеобильное гостеприимство; с приятностию вспоминаю день, проведенный в Ростове, жалея лишь об одном, что не удалось побывать в соборе. Если будете любезны, не откажите наложенным платежом выслать мне фотографическую копию с имеющегося в Белой Палате изображения Митрополита Филарета в молодости; сколько помнится вы говорили, что у Ростовского фотографа Панова – таковая фотография имеется… Не зная чем отблагодарить Вас за Ваше доброе внимание ко мне, позволяю себе препроводить Вам мое светописное изображение [т.е. – фотографию], хотя может быть и не очень схожее, ибо давно сделанное, – дабы всегда когда пожелаете могли видеть перед собой премного благодарного Вам и уважающего Вас Вл. Симанского».
Конечно, просьбу В.А. Симанского И.А. Шляков со свойственной ему предупредительностью и отзывчивостью исполняет. В письме от 30 сентября В.А. Симанский его искренне благодарит:
«Приношу Вам сердечную благодарность за выполнение моей просьбы присылкой наложенным платежом портрета святителя Московского, незабвенной для церкви православной митрополита Филарета и за Ваше любезное письмо».
21 февраля 1906 г. Симанский вновь обращается по старой памяти с просьбой к И.А. Шлякову, прося найти книгу «Дневник Ивана Михайловича Снегирева» с предисловием А.А. Титова. Пишет он из гостиницы Серпуховского Владычного женского монастыря:
«Сюда приехал я с женой говеть и провести, если Бог благословит, весь великий пост, потому что настоятельница монастыря Владычняго игуменья Леонида – моя родная тетушка».
Далее, чувствуя в Иване Александровиче единомышленника, Симанский делится с ним своими переживаниями о политической жизни в России после революции 1905 г.:
«Сколько нового печального и тяжелого прошло в Отечестве нашем, после того как мы виделись с Вами в сентябре! Что принесет дорогой Отчизне нашей и новая Государственная Дума и готовящийся к созыву поместный Церковный Собор? Не стоил ли позаботиться прежде всего о возстановлении древнего русского благочестия и древних добрых нравов? Позаботиться наряду с образованием и о воспитании душ и сердец подрастающего поколения? Позаботиться не о расширении всяких свобод до свободы совести включительно, но о том, чтобы насадить в стране нашей такое воспитание в духе православном, религиозном, которое бы соделало бы совесть чистою, богобоязлевою чуткою и свободною только от всего дурного. Взоры, обращенные к благочестивой старине русской, дарят больше благ и научает вернее как действовать и что делать, чем ожидание всяких благополучий от различных непригодных для стран нашей западных нововведений».
В конце письма он пишет:
«Если имеется у Вас Ваш портрет, не откажите прислать мне таковой, чем доставите мне истинное удовольствие».
Зная характер Ивана Александровича, можно с уверенностью утверждать, что просьбу он исполнил и свое фото выслал. Но, к сожалению, его местонахождения неизвестно.
На фото: Камергер Высочайшего двора Владимир Андреевич Симанский (1853–1929). Фотография А. Пазетти. С.-Петербург. Конец XIX в. (ГМЗРК. Ф-1080, лицевая и оборотная стороны).
https://vk.com/@rostovkremlin-foto-va-simanskogo-iz-sobraniya-ia-shlyakova
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).
18 февраля 2023 года - богослужение в храме Михаила Архангела с Кухвы.
Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ усопших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше усилие, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может улучшить их загробную участь.
15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.
Праздничное богослужение в храме Спаса Нерукотворного Образа.
4 февраля Спасо-Казанский женский монастырь посетили дети из города Пскова. Интересную, познавательную экскурсию для детей провела руководитель музея Ильичева Людмила Ивановна. Дети посетили храм Спаса Нерукотворного Образа, узнали об истории монастыря, прошлом его и современном состоянии, о представителях рода Симанских, о Патриархе Алексии I. Экскурсия завершилась чаепитием в музее монастыря.
С 5 октября 1933 года будущий Патриарх являлся митрополитом Ленинградским. Он остался в осаждённом Ленинграде и разделил с паствой все тяготы и ужасы блокадных дней.
Самые яркие страницы жизни и церковного служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (в миру Сергея Владимировича Симанского) были связаны с его деятельностью в блокированном Ленинграде.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) – выдающийся священнослужитель Русской Православной Церкви, «блокадный батюшка», возглавивший церковное духовно-патриотическое служение в годы фашистской блокады Ленинграда. Отклонив предложение эвакуироваться, он остался в осажденном городе и разделил с ленинградцами все тяготы и ужасы блокадных дней, проявив себя, как патриот и заботливый пастырь. На пятый день войны 26 июля 1941 года митрополит Алексий обратился к верующим с воззванием «Церковь зовет к защите Родины». В нем провозгласил, что «Святая Церковь благословляет небесным благословением всенародный подвиг». Уже с первых дней войны в Ленинграде был открыт сбор пожертвований верующих. Храмы отказывались от всех расходов, кроме самых необходимых. Прихожане собирали солдатам теплые вещи, жертвовали продовольствие для больных. С июля 1941 по июнь 1945 года православные жители Ленинграда собрали 16 274 500 рублей взносов на оборону, из них сам митрополит Алексий внес 50 тысяч рублей. 1 миллион 769 тысяч 200 рублей было отправлено на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского. Всего за годы войны Церковь передала на нужды фронта 300 миллионов рублей.
Митрополит Алексий организовал работу Ленинградской епархии. В годы блокады в городе работали 10 храмов, в которых ежедневно совершались богослужения. Митрополиту Алексию удалось договориться с руководством города, чтобы православным приходам отпускали по себестоимости вино и муку, необходимые для причастия. Просфоры, выпекаемые в храмах, были с пятикопеечную монету, и в чаши для причастия вливалась только столовая ложка вина, растворяемая в воде. На протяжении всей блокады, даже в голодную зиму 1941–1942 годов, в храмах города совершалась литургия, отпевания и панихиды, служился особый молебен «в нашествие супостатов, певаемый в Отечественную войну 1812 года».
В годы Ленинградской блокады кафедральным храмом города стал Николо-Богоявленский собор. В нем митрополит Алексий служил и жил в небольшой квартире на хорах третьего этажа за клиросом. Квартира состояла из кабинета и кухни, перегороженных занавеской. Здесь часто оставались ночевать дьяконы и иподьяконы, при этом Алексий ложился спать в ванной, накрытой досками. Он ежедневно служил литургию и каждый вечер молебен святителю Николаю Чудотворцу, читал проповеди и, невзирая на артобстрелы, совершал крестный ход вокруг храма с иконой святого Николая Мирликийского или Божией Матери Знамение.
Согласно многочисленным свидетельства очевидцев храмы блокадного Ленинграда были переполнены. В 1943 году в Никольском соборе на некоторых богослужениях присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Леонидом Говоровым. В страшные годы голода, сурового холода зимой, повсеместного страха смерти, в церквях города измученные люди получали духовную, и, часто, материальную помощь. Этот феномен митрополит Алексий освятил в своем докладе 8 сентября 1943 года на Соборе епископов Русской Православной Церкви: «И мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде в особенности, – как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный».
Пастырская деятельность митрополита Алексия и других священников сыграла важную роль в обороне Ленинграда, способствовала мобилизации духовных сил горожан. Поэтому 11 октября 1943 года, впервые за все годы советской власти, Алексию (Симанскому) и еще одиннадцати ленинградским священнослужителям за организацию патриотической деятельности в храмах Ленинграда были вручены правительственные награды – медали «За оборону Ленинграда». Позже митрополит Алексий был удостоен иных государственных наград – медали «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и четырех орденов Трудового Красного Знамени.
После кончины в 1944 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) был назначен Патриаршим Местоблюстителем. 2 февраля 1945 года на Поместном Соборе владыка был избран Патриархом. Через три месяца, 9 мая 1945 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий I как и вся страна праздновал Великую Победу над фашисткой Германией. Вместе с членами Советского правительства и маршалами он был приглашен на трибуну Мавзолея Ленина во время Парада Победы, и это было ярким свидетельством признания важнейшего вклада Русской Православной Церкви в победу в Великой Отечественной войне.
«Молясь сами по себе, мы бываем слабы, а когда соберемся, становимся более сильными; потому мы и молим Бога всенародно и со взаимною помощью».
Свт. Иоанн Златоуст
Цель иночества (монашества) — достижение нравственной духовной силы ради спасения души собственной и душ всех православных христиан. Монашество представляет великий подвиг нравственного служения миру. Оно оберегает мир, молится за него, молитвенно заступается за грешных людей. Главная, и неоценимая, цель и заслуга перед обществом монаха заключается в постоянной молитве о Церкви, об отечестве, о живых и умерших христианах. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Иноки — есть жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе отраду».
Присутствие в стране монахов, монастырей показывает нравственную силу православного народного духа. Русские люди всегда любили монастыри. Если где-то создавался монастырь — они селились вокруг него, возникал посёлок…
До Божественной литургии в храме монахини читают утреннюю молитву, полунощницу, апостолы, Евангелие, псалтирь, акафист Казанской Божией Матери, молитвы Небесным Силам...
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.
Праздничное богослужение в монастыре
Престольный праздник в монастыре.
С благословения Иоанна Кронштадтского с 17 августа 1897 года начинается Спасо-Казанский женский монастырь.
2 января 2023 года в монастыре прошла праздничная литургия, молебен. Служили священнослужители О.Андрей и о.Вадим.
Молились настоятельница монастыря игумения Маркелла с сестрами, прихожане.
Праведный Иоа́нн Кронштадтский, пресвитер
Иоа́нн Кроншта́дтский (настоящее имя — Иоа́нн Ильи́ч Се́ргиев; 19 (31) октября 1829, село Сура, Пинежский уезд, Архангельская губерния — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния) — священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился); «вдохновитель создания и почётный член» Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель правоконсервативных и монархических взглядов. Почётный член Императорского православного палестинского общества.
Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю) — перенесение мощей Иоанна Рыльского.
Погребён в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург).
Канонизирован в лике праведных Русской православной церковью заграницей 19 октября (1 ноября) 1964 года; впоследствии, 8 июня 1990 года, — Русской православной церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Память совершается 20 декабря и 1 июня по юлианскому календарю (в Русской православной церкви заграницей — также 19 октября.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Cиманский) |
|
Настоятельница Спасо-Казанского Симанского монастыря игумения Маркелла (Павлова) |
![]() |